Кореные малочисленные народы Севера

Согласно реестру коренных малочисленных народов Севера на 01.01.2011 г. на территории муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский проживают 200 представителей коренных малочисленных народов Севера. Их них: 3- манси, 6 — ненцы, 191 — ханты. Большинство из них проживают на территориях традиционного природопользования и ведут традиционный образ жизни.

Насильно привнесенная в эти края цивилизация так и не изменила уклад жизни местных охотников и рыбаков. Они искренни в своих убеждениях, что все вокруг — леса, реки, птицы, звери — живут по своим законам, нарушать которые люди не в праве. На этих понятиях и держится хрупкий и такой прекрасный мир природы.

Как и у других народов, у ханты и манси особое значение придается таким событиям, как рождение, свадьба, смерть. Все эти события в мировоззрении коренных народов Севера связаны с потусторонним миром.

Традиционные занятия коренных малочисленных народов Севера — речное рыболовство, таежная охота и оленеводство. Большое значение в жизни этих народов имеет собирательство.

Каждая хантыйская и мансийская семья живет и занимается промыслами в своих угодьях. Владение угодьем означает не частную собственность, а только право пользования. Уважая это право, ханты и манси считают чужое угодье неприкосновенным и не позволяют себе охотиться там или ловить рыбу. Когда во время охоты зверь перебегает на чужое угодье, то охотник прекращает преследование, если же все-таки убивал зверя, то шкуру отдавал владельцу территории, а мясо брал себе. Даже срубить дерево для долбленой лодки на чужом угодье считалось проступком. Однако в этих нормах обычного права были разумные границы. Голодный человек не только мог наловить себе рыбы на чужом угодье, но даже взять ее из чужой ловушки — правда, лишь столько, чтобы поесть.

В представлении ханты и манси человек и лес неразделимы. Стоит только посмотреть на их одежду, обувь, пищу и жилище. За многие сотни лет были выработаны оптимальные варианты, предполагающие экономию сил и времени, но вместе с тем максимальную надежность всего, что делается руками. Во всех случаях здесь мера вещей — сам человек. Человек себя знает лучше, чем другого, поэтому для себя он все должен сделать сам — от рукояти ножа до жилища.